Если вы вдруг не знали, то у нас в России тоже есть площадки для продажи битов. Даже не одна! И несмотря на то, что тематика моих блогов крутится в основном вокруг западных маркетплейсов вроде BeatStars или Soundclick, я считаю, что рассказывать о локальных игроках тоже очень важно, что я и делаю время от времени.

Обычно я пишу о российских платформах в духе «О, там вот это вот обновилось, зацените», и почти никогда не говорю плохого. Но сегодня я собираюсь изменить эту традицию и возьму на себя роль критика. Надеюсь, этот пост никого не обидит, ведь я всего-навсего хочу подсветить места, которые можно доработать, и даже предложу свои варианты улучшений, как много раз это делал в личных беседах с администраторами и владельцами этих площадок.

⚠️

В статье речь идёт о площадках Beatmaker.tv, BestBeat.ru и BeatSearch.net, но я не буду указывать, кому принадлежит каждый из описываемых недостатков. Задача — описать общие проблемы, касающиеся большинства маркетплейсов, не превращая пост в прожарку каждого сайта в отдельности.

С введением покончено, давайте уже перейдём к теме. 🤞

А что, собственно, не так?

Так получилось, что западные гиганты вроде BeatStars у нас сильно популярнее как среди продюсеров, так и среди артистов. И я понимаю, насколько проблематично существовать нашим площадкам в тени такого сильного конкурента, пусть прямыми конкурентами они и не являются.

Тем не менее, у себя в комментариях я постоянно вижу сообщения типа «а зачем мне площадка X, если есть BeatStars?» или «ого у сайта X комиссия целых N%, BeatStars берёт меньше!» и так далее. Сравнение с более сильным конкурентом — то проклятие, которое будет преследовать наши платформы всегда, поэтому нужно суметь от него отгородиться, грамотно сформулировать предложение, хорошо себя подать и не перегибать с ценами и требованиями. Тут-то и начинаются проблемы.

Я ни в коем случае не утверждаю, что наши платформы должны во всём ориентироваться на западных коллег. Но каждая мера — будь то комиссия, закрытая регистрация или модерация — неизбежно будет встречать противодействие в виде фразы «на BeatStars такой фигни нет». Каждая отсутствующая функция или недоработка, напротив, будет вызывать у пользователя мысль о том, что «на BeatStars это сделано лучше». От этого не убежишь.

И если вопрос цен, комиссий и в принципе денег я затрагивать не хочу, то всё остальное — функциональность, удобство, маркетинг — я очень хотел бы обсудить.

Первое впечатление

Для начала поговорим о том, как вообще проходит знакомство нового пользователя с площадкой. Мне кажется, что российские маркетплейсы встречают своих посетителей совсем не так, как должны бы. Сейчас объясню.

Вот что видит человек, впервые попавший на BeatStars? Посреди тёмного дизайна сайта он видит огромную белую поисковую строку с подсказками популярных запросов, ниже видит собранные кураторами плейлисты, а ещё ниже — список с популярными сейчас битами (среди которых есть несколько рекламных мест).

На Airbit ситуация похожая. Самый заметный элемент на главной странице — поисковая строка, а дальше посетителю рассказывают о преимуществах платформы, показывают артистов, которые работают с местными продюсерами, следом — показывают топовых продавцов.

А чем встречают посетителя герои моего сегодняшнего поста? Огромным рекламным баннером, за попадание в который нужно лишь заплатить. Списком только что загруженных битов, который может быть целиком оккупирован только что зарегистрировавшимся битмейкером, заливающим на сайт весь свой каталог. И это я молчу про дизайн, молчу про автоплей рекламного бита, про всплывающие окна и сообщения, предназначенные продавцам.

Моя мысль по этому поводу: западные площадки стараются показать лучшее, что у них есть, в то время как российские же делают акцент на новинках и платном размещении. На BS покупатель видит только контент, одобренный кураторами и покупателями, а наткнуться на только что загруженные биты неизвестного качества можно лишь в поиске, специально отсортировав его по новизне.

Модерация не нужна (почти)

Теперь переместимся за другую сторону баррикад и посмотрим, с чем сталкиваются продавцы, решившие зарегистрироваться на российском сервисе. А сталкиваются они с модерацией.

В том или ином виде премодерация есть почти на всех российских площадках для продажи битов. Такая мера нужна для поддержания какой-то планки качества контента, а также для того, чтобы защитить покупателей от мошенников. Но в том виде, в котором она есть сейчас, модерация чертовски неэффективна и только вредит платформе! Вот смотрите:

🚫 Закрытая регистрация с проверкой каждой заявки. С одной стороны — да, вы сразу отсекаете подозрительных личностей и тех, кто только вчера скачал FL Studio. Но прикиньте, скольких хороших ребят тоже проходят мимо!

Более того, чем выше уровень битмейкера, тем меньше ему вообще нужны вы, а вот он вам очень нужен. Вы же встречаете его закрытой регистрацией и анкетой, которую неизвестно кто и по каким критериям будет проверять.

🚫 Модерация каждого загруженного бита. Я всё понимаю: вы хотите быть уверенными, что покупатель получит ровно то, что услышал в превью. Но, опасаясь иметь дело с недобросовестными авторами, вы портите жизнь добросовестным и затягиваете процесс публикации бита, делая невозможным одновременный релиз трека на всех платформах.

Я написал бит и сегодня же хочу его выложить в своих социальных сетях — как думаете, будет ли в посте ссылка на ваш сайт? Нет, потому что бит на модерации. У вас — минус трафик.

Вместо этого я предлагаю проверять всех после первой продажи. Признаем, что большая часть битов никогда не найдёт своего покупателя. Но при этом на каждый загруженный бит (или каждого автора, как минимум) уже потрачено время модераторов. Зачем?

Пусть первый платёж приходит на счёт площадки и ставится на удержание на пару дней, в течение которых можно провести проверку, если этого требует ситуация. А качество битов пусть оценивает покупатель своим рублём, но никак не администрация платформы.

Тем более, если принять во внимание мои предложения по главной странице, описанные выше, наткнуться на только что загруженный бит покупатель сможет только придя из социальных сетей битмейкера по ссылке из поста. Это значит, что и вопросы к наполнению архива и качеству продукта будут именно к автору, а не к платформе.

Где аналитика?

Чтобы продавцы видели смысл пользоваться российскими площадками и хотели строить на их базе свой бизнес, они (площадки) должны предоставлять все необходимые для этого инструменты. Так вот, это условие не выполняется даже на самом базовом уровне, потому что ни на одной площадке нет инструментов аналитики. И только попробуйте сказать, что счётчик прослушиваний у каждого бита это и есть аналитика — тогда я за себя не отвечаю.

Я банально не могу узнать, сколько мои биты собрали прослушиваний в сутки, не могу посмотреть количество загрузок — только бегай и смотри циферки у каждого бита по отдельности и сравнивай их по памяти со вчерашними.

Если я запускаю рекламу, я хочу знать, насколько она была результативной: сколько людей видело объявление, сколько из них нажали Play, сколько раз бит скачали и так далее. Мы ж тут деньги делать хотим, а значит нам нужны метрики там, статистика и всякие прочие взрослые приколдесы.

Почему только биты?

Интересно, что находясь на заведомо менее крупном рынке, чем западные площадки, российские маркетплейсы не пытаются взять под контроль все существующие тут денежные потоки. Почему?

При этом в рунете нет ни одного места, где битмейкеры могли бы продавать свои семплпаки, как нет у маркетплейсов и механизма, позволяющего делить продажу между соавторами. А ведь многие продюсеры сейчас занимаются исключительно семплами: сделал луп, отдал его 10 людям, получаешь процент с их продаж. Вот вам и минус один повод заводить себе аккаунт на российской площадке.

Точно так же и все остальные специалисты, работающие в нашей индустрии, не могут использовать местные маркетплейсы в своих целях. Все, кто оказывает услуги сведения, делает голосовые теги, оформляет паблики в ВК и так далее — все эти ребята пролетают мимо. Это моя личная боль, ведь параллельно с битами я занимаюсь дизайном, а в России мне негде продавать свои шаблоны для type-beat видео, кроме как в ВК.

Социальные сети

Ну и раз уж зашла речь про ВК — обсудим, как российские площадки для продажи битов ведут себя в социальных сетях. В общем и целом тренд такой:

🚫 Социальные сети практически не ведутся. А если и да, то посты состоят либо из сплошных анонсов чего-нибудь со ссылкой на сайт, либо из автоматических постов с битами. Страницы в соцсетях не несут ценности для пользователя: там нет уникального контента, на них банально не за чем подписываться.

🚫 Нет понимания, для кого ведутся соцсети. В одном и том же маркетинговом канале публикуются материалы и для покупателей, и для продавцов, отпугивая и тех, и других. Если я битмейкер, мне не нужен в подписках паблик с битами. Если я артист, я не хочу знать, что только сегодня битмейкер может купить ваши фантики со скидкой. Зачем?

🚫 Многие страницы тупо заброшены. Ясно, что ресурсы не бесконечные, и всеми соцсетями занимается, скорее всего, тот же человек, что пишет код. Но ссылки, ведущие на заброшенные каналы, не повышают доверие посетителей.

Естественно, как эксперту по всему на свете (в том числе и по вопросам социальных сетей), мне есть что предложить на этот счёт:

Один аккаунт — одна категория пользователей. Идеально, если соцсети ведутся только для покупателей, потому что именно их на маркетплейсе должно быть больше, именно они дают продавцам смысл публиковать свои работы на сайте, и именно их привлечению должен быть отдан приоритет. Но это в разы сложнее, конечно, чем запостить новость о перекрашенной кнопочке.

В свою очередь, новостям для битмейкеров можно найти другой канал: баннер в админке, email-рассылка, да хоть просто передавайте такие новости мне — я с радостью расскажу о каждом вашем обновлении у себя в ВК и Телеграме.

Немного сумбурных мыслей вместо заключения

Понимаю, что писать такие посты — не мешки ворочать. Я отношусь к российским площадкам с большим уважением и рад, что они в принципе существуют. Вы только представьте, насколько менее болезненной была бы вся эта ситуация с иностранными платёжными системами и санкциями, если бы мы все зависели не только от западных площадок.

Я также осознаю, что российские маркетплейсы для продажи битов, по сути, являются стартапами, которые пилятся небольшими группками энтузиастов. Тут нет ни целых отделов дизайнеров, ни огромной команды разработчиков, ни SMM-щиков, ни отдела технической поддержки. Всем этим занимаются несколько человек, и это огромный, титанический труд.

Именно поэтому и нужны такие посты: находясь в роли человека-оркестра, занимающегося одновременно и разработкой, и дизайном, и ведением социальных сетей, очень легко застрять в текущих задачах и потерять видение того, в какую сторону развивать проект, что в нём можно улучшить и чего ему не хватает.

Этого «не хватает» я могу накидать ещё много, но тогда пост станет уж совсем огромным. Продавцам, которые только зарегистрировались на сайте, очень пригодилась бы массовая загрузка битов в духе той, что есть у Airbit. А что насчёт людей, которые скачивают бесплатные биты? Очень неплохо было бы организовать сбор и выгрузку их почтовых адресов или даже получить возможность отправлять уведомления о новых релизах.

Есть и более глобальные проблемы. Люди не понимают, какие их боли будут закрыты, если они зарегистрируются на той или иной платформе и будут платить подписку / комиссию. Например, юридический вопрос — получает ли покупатель лицензию? Или проблема поиска клиентов — насколько эффективны ваши поиск и реклама? Или единственное, с чем вы можете помочь, это автоматическая доставка файлов?

В конце концов, люди хотят себе красивую страничку. Вы знаете, что многие приходят на BeatStars (а раньше — на Soundclick), потому что хотят себе красивую Pro Page, как у всех? Я делал кастомные дизайны для таких страниц и часто слышал эту причину — мол, хочу, и всё. И они месяцами платят за подписку, даже не имея продаж! Людям нравится делать серьёзный вид, нравится иметь сайт, нравится, что там есть персональный дизайн.

А ещё было бы классно, если бы на наших сайтах была партнёрская программа. И тогда я бы зафиналил эту статью пачкой активных ссылок на вышеупомянутые платформы, а так придётся в очередной раз говорить, что по моему промокоду XLIFE30 можно получить один месяц подписки BeatStars бесплатно. На этом и закончим. 🙂