Сегодня ко мне приехали новые мониторы. Не те, которые картинка показывать, а те, которые музыка играть.

Это значит, что можно сесть и наконец-таки написать этот пост, который я вынашивал в голове уже месяц — примерно столько я выбирал себе новую пару колонок и ждал, пока она ко мне доедет.

Первый в моей жизни ролик-распаковка

На берегу говорю, что этот пост — не обзор моих новых студийных мониторов. Это просто история одной конкретной покупки, и тут пойдёт речь о том, как я делал выбор, почему купил именно ADAM Audio T5V, на что опирался в своём решении, где планировал покупать (в России или заказывать окольными путями из Европы) и какие у меня впечатления от этого обновления.

Ну и я прекрасно понимаю, что выбор сделал не самый лучший, и что Метробумин биты вообще не сводит, ведь за него их потом сводят звукари на студиях. Заказывать нужно было в другом месте, ибо там выгоднее, а покупать при этом нужно было что-то классом выше минимум раза в два дороже, потому что только там начинается качество. Я всё понял, окей, буду жить с этим.

Пару слов о бывших

За всю свою сознательную музыкальную жизнь я пользовался ровно одними мониторами — Pioneer S-DJ50X. Пятидюймовые, чёрные, невероятно красивые, они прослужили мне много лет и полностью устраивали во всех отношениях.

Но в декабре случилась беда: один из мониторов просто издал громкий «хлоп» и перестал играть — музыка сменилась монотонным электрическим гулом. Скорее всего, дело тупо в старости и сломалась какая-нибудь мелочь, но я гуманитарий и ничего не понимаю, а во всех мастерских моего города их отказывались брать, просто увидев, что копаться придётся не в колонках SVEN за тысячу рублей.

Я не сильно расстроился поломке, ведь рано или поздно это должно было случиться. Так что было решено покупать новые.

Как и из каких студийных мониторов я выбирал

К вопросу выбора новых мониторов я подходил особо не парясь. Я выбирал из хоть сколько нибудь знакомых уху брендов, о которых можно сказать, что люди ими пользуются, и результат получается как минимум нормальным.

Читал отзывы, смотрел видео-обзоры, сравнивал цены — всё по стандартной схеме. Особенно рекомендую канал Давай запишем на YouTube, у них очень любопытные и наглядные обзоры железок, их даже просто так смотреть одно удовольствие.

Принципиально я не смотрел разве что в сторону JBL. Знаю, что сейчас они есть у многих, и даже допускаю, что сами по себе устройства могут быть хорошими, но буквы J, B и L, стоящие рядом, у меня ассоциируются только с блютус-колонками, которые я не приемлю как явление.

А вообще, философия у меня такая:

1️⃣ В этом вопросе нет единственно правильного варианта. Купишь одно — кто-то по-любому скажет, что покупать нужно было другое;

2️⃣ Студийные мониторы покупаются не на один год. К их звучанию и особенностям в любом случае придётся привыкать, ведь все мониторы звучат по-своему, и никто не может утверждать, что одно объективно лучше другого;

3️⃣ Важнее, чем выбрать идеальные мониторы — поместить их в идеальную подготовленную комнату. В неподготовленной комнате любые студийные мониторы будут звучать одинаково хреново. А так как идеальное помещение есть мало у кого из нас (у меня его нет в том числе), упарываться с выбором я не видел большого смысла.

Итого, моими вариантами были:

Yamaha HS5 🤔

Это был самый вероятный кандидат. Ямахи есть буквально у каждого второго продюсера, которого вы видите в лентах соцсетей, это понятные и всем знакомые студийные мониторы.

Выбирая их, ты выбираешь то, что скорее всего есть у продюсера, биты которого ты слушаешь. И если у него на них получается делать что-то хорошее, а после прослушивания твоих битов жена просит развод, то дело точно не в мониторах.

KRK RP5G4 😬

Второй достаточно очевидный кандидат. О паре Рокитов с тем самым желтым вуфером лет 10 назад мечтал, наверное, каждый вкатывающийся в тему битмейкер, собирающий свою первую домашнюю студию.

Помню, как видел в роликах у SuperStar O на YouTube его пару красных кастомных KRK-шек и жутко хотел себе такие же, потому что они казались просто иконой стиля. Во времена были!

Сейчас, кстати, их обновили, и их «лица» теперь выглядят сильно чему-то удивлёнными:

Привет, я Майк Вазовски!

При этом был у меня и ещё один вариант…

Встречайте: кандидат от партии жаб — Tannoy Reveal 502 🐸

О Tannoy я ничего не знал ровно до того момента, как начал знакомиться с ассортиментом интернет-магазинов. Визуально это вполне приятные компактные штучки, выглядят ровно так же, как и другие мониторы на рынке.

Есть и свои фишечки, которые, правда, скорее мешают восприятию этих мониторов как устройств для сколько-нибудь взрослой работы. Например, их можно соединить между собой самым обычным 3,5-мм джеком, а потом ещё одним джеком подрубить их прямо к смартфону. Серьёзно, зачем?

Вот вам хороший ролик про них:

И вот с одной стороны, по цене одного монитора из списка выше можно взять сразу пару этих. С другой стороны, чисто интуитивно понимаешь, что низкая цена откуда-то берётся и производитель явно экономил на чём мог. Однако, если оценивать звук по тестам на YouTube и отзывам, играют они сильно лучше того, что написано на ценнике. Но при этом я встречал как минимум два комментария (из множества положительных) о том, что Tannoy Reveal заметно шумят прямо из коробки, и авторы комментов решали это просто наваливанием музыки погромче, чтобы было не так заметно. Мдэ.

В общем, жаба была настойчива и душила сильно, но я не согласился.

Почему всё-таки выбрал T5V?

Понравились отзывы, в обзорах показывали себя хорошо, а ещё хотелось самому послушать и оценить их высокочастотный динамик, вот этот вот жёлтенький. А ещё они невероятно красивые:

Нет, ну вы только посмотрите на них!

Где покупал?

Дольше, чем выбирал мониторы, я пытался решить, откуда их заказывать. Выписывал всю найденную информацию в Notion, сравнивал условия и цены. Варианты у меня были такие:

Не греть себе мозг и купить в России 🇷🇺

Ну а чё. В теории — самый быстрый и простой вариант. Всё официально и с гарантией, как минимум от продавца. На деле же всё чуть сложнее: сейчас, в январе 2023 года, во многих магазинах очень скудное наличие товаров, и многие позиции возятся только под заказ. Пара желаемых студийных мониторов в итоге нашлась на Ozon: там они были в наличии у магазина ALLFORDJ за 25 тысяч рублей штука.

В общем, это рабочий вариант, если то, что вы хотите приобрести, есть у кого-то в наличии, но порой это слишком дорого по сравнению с тем, сколько это должно бы стоить.

Купить в Европе 🇪🇺

На бумаге покупка в Европе — самый выгодный вариант. В этом случае пара моих ADAM Audio T5V стоила бы всего €350 (примерно 28 000₽ на момент покупки) + расходы на доставку.

Цену смотрел на musik-produktiv.de — там я когда-то покупал свой контроллер AKAI Fire, но в ту эру живые организмы только-только вышли на сушу из океана и не так сильно увлекались вооружёнными конфликтами как сейчас, и тогда оплатить покупку в иностранном магазине из России ещё не было большой проблемой.

Сейчас же есть сложности и с оплатой товара, и с его доставкой, и все эти проблемы предстояло как-то решить. Например, с помощью сервисов доставки товаров из зарубежных интернет-магазинов.

Сервисы доставки 🛩️

Всякие Бандерольки и прочие подобные компании существовали и раньше, а в 2022 году их появилось ещё больше. Причём они не только привозят товары, которые вы каким-то образом самостоятельно оплатили: можно воспользоваться услугой «помощь с покупкой», когда другой человек оплачивает заказ на месте своей картой, а вы, в свою очередь, переводите деньги на счёт сервиса с обычной российской карты.

У всех таких компаний цены указаны в долларах по своему внутреннему курсу. Обычно он написан где-то в подвале сайта или в личном кабинете, и курс этот, ясно-понятно, заметно выше ЦБ-шного. Вот вам немного математики, которая у меня получалась на момент покупки:

Почта Global 🌏 pochtaglobal.ru

Мою посылку весом 11 килограмм из Германии Почта Global доставила бы за 150$ (что по их собственному курсу было 11 600₽). Что интересно — прямо сейчас цена доставки ниже почти в два раза. Видимо, Почта повышала стоимость услуг под праздничный сезон.

СДЭК Forward 🚚 global.cdek.ru

Ту же самую посылку доставкой СДЭК Forward я получил бы за 10 400₽. Как и в случае с Почтой, это цена исключительно доставки, а оплатить заказ всё ещё нужно своими силами — иностранной банковской картой или PayPal-ом.

Бандеролька 📦 qwintry.com

Самый выгодный из сервисов. На момент покупки стоимость услуг Бандерольки за такую посылку составляла 62$ (5300₽ по их курсу).

Вот такая получалась картина. При условии, что я оплачиваю заказ самостоятельно, покупка в Европе даже с учётом стоимости доставки получалась ниже, чем цена моих студийных мониторов на Ozon.

Но если же воспользоваться «помощью с покупкой», когда и цена товара, и цена доставки считаются по внутреннему курсу сервиса, выгодность всей этой затеи стремится к нулю. Особенно, если брать во внимание все потенциальные риски: товар за тебя не проверяют, гарантии в России у тебя нет, а если и есть, то потребуется самостоятельно разбираться с отправкой покупки обратно в магазин. Ну такое.

Купил на WikiSound ✅

На этих ребят я наткнулся совершенно случайно, пока изучал на YouTube видео по теме. Все же делают так перед покупкой чего-либо, да? Смотрю, значит, какой-то из их роликов, изучаю ссылки под видео, а там — их собственный магазин. Проверил цены, и оказалось, что ADAM Audio T5V стоили всего 19К рублей за штуку. Заказал.

Сразу после подтверждения заказа, к слову, цена на эти мониторы выросла до 26 тысяч рублей (со скидкой — 23 500₽), а на момент написания поста их и вовсе уже нет в наличии. Запрыгнул в последний вагон, что называется.

Само взаимодействие с WikiSound Store было весьма необычным. Как правило, от интернет-магазинов ждёшь, что при оформлении заказа тебе сразу покажут стоимость доставки, что можно будет это всё нормально оплатить прямо на сайте и что там же, в личном кабинете, ты сможешь отслеживать состояние заказа.

Но у ребят, судя по всему, нет никакой автоматизации процесса, и для подтверждения заказа мне в мессенджер стучался их менеджер, а на почту пришло письмо с реквизитами карты Сбера и именем держателя карты. Не хватало только подписи в письме: «Мы не мошенники, правда-правда!». Вот именно так всё и выглядело.

Однако в итоге всё хорошо: мониторы дошли ко мне через всю страну за 2 недели, доставку делали через СДЭК. И даже оплатить заказ у ребят можно через человеческий эквайринг, правда об этом нужно отдельно попросить.

Ну и как они?

Ну во-первых, это очень приятно, слышать звук с двух сторон! Это я о том, что без мониторов мне пришлось сидеть около двух месяцев, пока я тыркался по мастерским, а потом пытался определиться с выбором и ждал доставки. А если серьёзно, то я очень доволен.

У мониторов очень классное стерео поле. Я отчётливо слышу, как слева направо бегают хай-хэты, слышу много нюансов в миксе и даже чертов реверб, на который я раньше обращал внимание только в наушниках.

Фазоинвертор сзади? Да пофиг вообще! Стоят они у меня примерно в 20 см. от стены — никакой разницы. К слову, по спецификациям здесь немного больше баса, чем на моих прошлых мониторах, и по ощущениям это так и есть.

Это всё, конечно, может быть самовнушение и просто яркие впечатления от новой покупки, но я и рад так обманываться.